Тайное стало явным
Не секрет, что Лавра стоит на самой высокой точке Киева, окруженная крепостными стенами, и таким образом является отличной оборонительной крепостью. Поэтому взрыв ее приравнивался к крупной военной операции.
Однако после этих чудовищных актов вандализма В.М. Молотов, зампред Государственного комитета обороны СССР, выступил с обращением ко всему мировому сообществу и обвинил немцев в уничтожении исторической святыни. С его подачи советскими спецами было составлено «Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков». В нем значилось: «По приказу немецкого командования военные части ограбили, взорвали и разрушили древнейший памятник культуры - Киево-Печерскую лавру». И в послевоенных советских путеводителях и исследованиях о Лавре писали то же самое.
Между тем еще летом 1977 года в английской печати было опубликовано донесение в Берлин руководства абвера в Киеве по поводу событий, связанных с приездом в Лавру президента Словакии Йозефа Тиссо.
«Тиссо приехал в монастырь со своей свитой 3 ноября 1941 года около 12.30 и отбыл около 13.30. А около 14.30 внутри Успенского собора произошел небольшой взрыв. Часовой заметил три фигуры убегавших, их застрелили. Через несколько минут после этого произошел грандиозный взрыв, который разрушил весь собор. Взрывчатое вещество, вероятно, было заложено заранее. Видимо, этот акт следует рассматривать как покушение на жизнь президента Тиссо. Трех вероятных преступников невозможно было идентифицировать, поскольку у них не было никаких бумаг».
Подрыв Успенского собора
Диктатора спасла ошибка?
Украинский писатель Данило Кулиняк, расследуя обстоятельства подрыва Успенского собора, выяснил, что накануне отступления Красной Армии из Киева были заминированы все главные общественные здания. В том числе культовые - Софийский и Успенский соборы. Но из-за неисправности взрывного устройства Софийский собор уцелел. Чего нельзя сказать об Успенском. Сюда взрывчатку завезли с таким расчетом, чтобы подорвать ее в момент сбора фашистской элиты. Для этой цели в подземелье собора установили три вида детонаторов: радио- и электрозапалы и бикфордов шнур.
Спецкоманда подрывников НКВД ждала только условного сигнала от наблюдательного пункта, в поле зрения которого и были въездные лаврские врата.
Узнав о намерении Тиссо осмотреть Лавру, оккупационные власти города приняли беспрецедентные меры безопасности - на рассвете 3 ноября 1941 года выселили все гражданское население Лавры и прилегающих к ней домов. Да еще окружили монастырь сплошным двойным оцеплением, что не укрылось от наблюдательного пункта. И когда к воротам Лавры подъехали три лимузина в сопровождении штабных машин, стало ясно - время «Ч» настало.
Однако в бинокль не успели рассмотреть, кто именно вошел в Лавру, а затем в Успенский собор. Тем не менее сигнал на радиоподрыв был подан. Но взрыва не последовало, от прокручивания генератора электрозапала - тоже. Видимо, что-то не сработало в дистанционном управлении.
Тогда-то и была задействована группа из трех подрывников в самой Лавре. Но время было упущено: высокий гость, посетив собор, вышел из него и уехал. Двойное оцепление вокруг Лавры было снято. Остановить запущенный механизм детонации подрывникам не удалось, что подтвердил небольшой взрыв внутри собора. Осознав неизбежность еще более мощного взрыва, подрывники бросились бежать…
Петров Сергей "Вечерние Вести" |
http://arhiv.orthodoxy.org.ua/uk/zruynovani_hrami/2008/02/26/14495.html
===========================
Коммунисты убили тысячи киевлян в сентябре 1941 г.