Первый достоверно установленный факт подмены тела жертвы авиатастровы под Смоленском, в которой погибло всё руководство Польши был установлен еще в 2012. При перезахоронении бывшего президента Польши в изгнании Рышарда Качоровского был проведен генетический анализ и установлено, что в гробу находится тело другого человека (чье именно — не установлено до сих пор).
Информация об этом просочилась в прессу, в России об этом написал Московский Комсомолец, но шумихи не получилось, Россия объявила случившееся досадной технической ошибкой, власти Польши раздувать скандал не стали.
Меж тем уже к началу 2013 года было проведено еще три эксумации и было установлено, что случай с телом Рышарда Качоровского не исключение, во всех трех эксгумациях были обнаружены еще три факта подмены тел погибших в катастрофе польских граждан на неизвестных. Однако скандала снова не случилось, ответственные польские лица то ли не были заинтересованы в тот момент в ухудшении отношений с Россией, то ли решили втихомолку провести собственное расследование.
И вот позавчера Газета Полска опубликовала шокирующие материалы. Выяснилось, что о подмене тела Рышарда Качоровского польская комиссия по расследованию была проинформирована еще в 2010 году.
Тогдашний посол Польши в России Ежи Бар, сообщил об этом польским властям в официальном письме, а он в свою очередь получил эту информацию частным образом от российского прокурора и главы Международного отделения юридического сотрудничества Следственного комитета РФ Литвишко.
В письме Ежи Бара также содержались указания на другие возможные случаи подмены тел. Эту информацию от Ежи Бара получили глава Канцелярии премьера Дональда Туска Томаш Арабский, министр юстиции Кшиштоф Квятковский, прокурор Кшиштоф Парульский и Ежи Миллер, возглавлявший следствие по причинам катастрофы.
Однако в том момент польские власти не решились дать делу ход и даже не стали проверять эту информацию. Но тем не менее спустя два года все же были проведены эксгумации и вся информация о подмене тел подтвердилась. С этого момента польская сторона начала собирать основательную доказательную базу.
Скорее всего именно этим обстоятельством и обусловлено возобновление расследования катастрофы польской стороной и все более уверено звучащие заявления со стороны польских официальных лиц, что эта катастрофа не была случайностью.