пятница, 22 апреля 2016 г.

Битва на траве или ледовое побоище. Еще раз об исконной лживости восточного соседушки...






Технология Ванна в ванне. Наливная ванна. Эмалировка и реставрация ванн, ремонт ванной, лучшая цена и гарантия по восстановлению эмали.

В детстве кто не зачитывался рассказами об Александре Невском, победившем шведов, разгромившем «свинью» рыцарей в «Ледовом побоище». А уж кино о нем! …«Коротковата кольчужка…», «Кто к нам с мечем придет…» - цитаты из него использовались всюду.

Я был очарован силой и красотой «наших» и презирал и ненавидел ведроголовых подлецов - крестоносцев. Подвиг «наших» восхищал: 500 псов-рыцарей убито, а кнехтов - пехоты «без числа…». Множество погибших врагов, трусливо убегая, провалились под лед! 50 рыцарей попало в плен!! Знай «наших».

Но с возрастом узнал больше, и возникли вопросы. 500 рыцарей - это еще и несколько тысяч оруженосцев, копейщиков, арбалетчиков, просто слуг из свиты орденского рыцаря, а ведь были еще и заезжие рыцари из Европы, а сколько ополчения - кнехтов - было в знаменитой «свинье» крестоносцев?

И узнал я, что вооружение и доспехи европейского рыцаря того времени зачастую уступали русскому новгородскому. Так новгородцы поверх кольчужной защиты (как у большинства европейцев) носили (надевали) еще защиту из луженых пластин. А это еще килограмм двадцать дополнительного веса. Но кто тогда должен провалится под лед? И какой лед 5 апреля? И какие глупцы устроили бой на таком льду (если он все-таки был), где будут скользить и новгородцы, и «крыжаки»?

РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ

Во время учебы на историческом факультете я получил в руки собрание летописей и… очень удивился и задумался… Судите сами.

Самая старшая летопись, Лаврентьевская, сообщает нам о событии спустя более 130 лет после битвы: «В лето 6750… князь Ярослав послал сына своего Андрея в Новгород Великий в помощь Александру… на немцев и победил их за Плесковым, на озере, и полон многий пленил, и возвращался Андрей к отцу своему с честью…»

Здесь Александр лишь упоминается, а вся честь - Андрею, по правде, не оставившему добрый след после себя ни у современников, ни у потомков. Но известие написано пером. И его не вырубишь топором. Разве что просто забудется за древностью лет.

Это первое упоминание о событии в древнейшей летописи. Старше источников нет. Фактически нам сообщают дату события - 1242 год, и то, что войсками командовал Андрей Ярославович, которому и честь.

В более близкой к нам Суздальской летописи записано: «В лето 6750 ходил Александр с новгородцами на немцев и бился с ними на Чудском озере у Вороньего камня, и победил Александр и гнал по льду семь верст, секучи их…» О пятистах погибших рыцарей ни слова, но появляется указание точного места и детали преследования - семь верст по льду.

А в первой Новгородской летописи старшего извода содержится самый пространный рассказ об этом событии, вот только записанный спустя более ста пятидесяти лет. Рассказ удивительным образом детально похож на множество других описаний древнейших событий. В тексте также ни слова о провалившихся под лед рыцарях, но возникают детали: немцы выступают вместе с чудью (эстами), князь вместе с братом Андреем пришел с низовыми казаками (?) и новгородцами на Чудскую землю. Согласно тексту летописи погибло в битве 400 человек, 50 попало в плен, чудь бежала семь верст: «немцы ту падоша, а Чудь Даша плеща и, гоняче, бита их на семи верст по льду…»

Мы делаем качественный ремонт быстро, профессионально и дешево.

Содержательность изложения хочется подвергнуть сомнению из-за упоминания в нем низовых казаков, до возникновения которых впереди еще три века, или там упоминаются как бы давно исчезнувшие хазары? Стоит заметить одну деталь, в полном своде Русских летописей т. 11 с. 96 приводится свидетельство путешественника по Дону через 150 лет после нашествия Бату-хана: «нельзя было там увидеть ни города, ни села, если прежде и были города прекрасные и богатые, то теперь только места пустые и ненаселенные. Нигде не увидишь человека, только пустыня великая и зверей множество»… Казаков путешественник как-то не заметил.
Вернемся к летописям. Псковские первая, вторая и третья летописи сообщают, что битва была 1 апреля (?), и опять ни слова о 400 убитых рыцарях, лишь о множестве пленных: «…и вели их босыми ногами подле коней, они же именуют себя божьи воины…».

ЗАПАДНЫЕ ЛЕТОПИСИ

Интерес для нас представляет обращение к западным летописям, там можно узнать много больше. Так Старшая Ливонская рифмованная хроника записана со слов очевидцев вскоре после 1278 года. Но в ней имя князя, освободившего Псков (где раньше упоминалось про Псков), не упоминается, а записано, что после: «…Выступил князь Александр и с ним многие другие русские из Суздаля. Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов (подчеркнуто качество снаряжения). Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет…».

«Епископ (Дерпта)… велел мужам епископа поспешить в войско братьев-рыцарей… Они привели слишком мало народа, войско братьев-рыцарей было так же слишком маленьким… Однако они пришли к единому мнению атаковать русских…», «…Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск, находясь перед дружиной князя…», «С обеих сторон убитые падали на траву…каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек… Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением… Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен… Князь Александр был рад… Однако эта победа ему стоила многих храбрых мужей…»

Вообще, из «Хроники…» понимаем, что военные действия вызваны набегами псковичей на землю Тартуского епископа, а ливонцы в отместку захватили Изборск, перебив 800 воинов. После победы ливонцы пошли под Псков, где правил князь Герпольт (упоминается лишь в западных летописях), город сдается без боя. В Пскове захватчики оставляют двух орденских братьев с небольшим гарнизоном. После неназванный новгородский князь (возможно Андрей Ярославович) изгоняет их.

Дальше - суздальский князь Александр с отрядом лучников грабит Чудь. Рыцари поднялись на защиту подданных. Во время схватки гибнет 20 рыцарей, 6 взято в плен, часть войска бежала. И «…с обеих сторон убитые падали на траву…»

О «Ледовом побоище» и утоплении ливонцев - ни слова! В более поздней (конец XIV века) «Хронике Ливонии» фон Вартберг относит события к 1237 году и упоминает лишь о изгнании рыцарей из Изборска.

Балтазар Руссов (умер в 1602 году) пишет: «… но новгородский князь Александр обратно отвоевал от Ордена Псков в 1244 году. Христиане, правда, сражались мужественно … но потерпели поражение. Тогда было убито 70 орденских братьев со многими из немецкого войска, а шесть братьев попали в плен и были замучены до смерти.

«Хроника Тевтонского ордена» (вторая половина XIV века) повествует: «… князь Александр собрался с большим войском и с большой силой пришел к Пскову и взял его. Несмотря на то, что христиане храбро оборонялись… были разбиты и взяты в плен и подвергнуты тяжкой пытке и там было убито 70 орденских братьев…»

Из «Истории Ливонии» Реннера (XVI век): «…князь Герпольт уступил ордену замки и земли… Когда это стало известно суздальскому князю, он собрал большое войско… вновь занял землю, после чего возвратился домой. Затем вооружился князь Александр из Суздаля и пришел с большой силой в Ливонию…Против этого вооружился Магистр… епископ Дерптский… Они были слабы числом, но все же бились в врагами, но их одолели… Здесь было убито 20 орденских братьев, шесть взято в плен, из дерптцев многие спаслись… Князь Александр… ушел опять домой, поскольку также потерял много людей…»

Замечу, чем моложе летопись, тем больше упоминается погибших рыцарей. Андрей Ярославович в текстах сливается с братом Александром в единый образ новгородского князя.
Напомню, что после разгрома ливонских меченосцев в 1236 году возле Шаулея (Дурбе?) общее число братьев не превышало 100 человек, а количество их замков, которые не могли остаться без руководства хотя бы одного рыцаря ордена, было больше 30. Так что погибших рыцарей, вероятнее всего, было около двадцати.

Еще один интересный факт: по решению Президиума АН СССР в 1958 году экспедиция в районе предполагаемого (согласно русским летописям) «Ледового побоища» не нашла никаких следов битвы ни на озере, ни на его берегах.

Выводы можете сделать сами.

Зачем понадобилось придумывать побасенки «о утоплении бесчисленного множества…» и о «Ледовом побоище», которые умаляют храбрость и мужество новгородцев? Увы, мифотворчество было свойственно русским средневековым летописям: чем дальше в веках от события - тем рассказ о нем обрастает фантастическими деталями, как, например, с Куликовской битвой. Вот и получается, что сегодня мы имеем представления о прошлом не на основе фактов, а на основе мифов и легенд, весьма далеких от реальности…

Источник

====================

И с тех пор лживости не убавилось







Декоративное оформление стен вашего дома.