Помню, как я жил и рос в Чечне, в атмосфере глубочайшей культуры и обычаев прекрасного народа. Наверное, такой культуры и обычаев не было на земле ни у одного народа, да и сегодня, когда нация уничтожается в корне, все равно они сохраняются, и я уверен – чеченцы и в будущем сохранят свои обычаи и культуру, пусть и не в таком первозданном виде, но, по крайней мере, не хуже чем у других народов.
Я не знаток в этом вопросе, чтобы глубоко исследовать культуру народов и проводить параллели между ними. Но если обратиться к простой логике некоторых вещей, становится вполне очевидным то различие, которое существует.
В годы моего детства и юности населенные пункты Чечни в начале лета становились малолюдными. Причина тому была общеизвестна – массовый выезд мужского населения на сезонные работы, на так называемую «шабашку».
Чеченцы уезжали в основном в Казахстан, для строительства объектов различного назначения. Хотя многие и зарабатывали приличные по тем временам деньги, но доставалось это путем огромного труда и большой производительности.
Мне самому пришлось пару раз быть на такой «шабашке». В стране, где был 8-часовой рабочий день, мы работали по государственным расценкам минимум 16-18 часов в день. Благодаря этому адскому труду и достигались столь высокие показатели в зарплате. Не подумайте, что такие усилия чеченцы прилагали из-за большой алчности. Даже в те советские времена отношения чеченцев и государства были не в пользу моего народа.
Огромная страна, которая строила бесплатное жилье по всему Союзу, не давала чеченцам таких благ. Поэтому жилье себе чеченцы вынуждены были строить за свой счет. А на это нужны были деньги. Общеизвестно, что затраты чеченцев на похороны, на свадьбу большие. И на это нужны были деньги.
В Чечне была самая большая безработица в СССР, самая запущенная система здравоохранения. Отсутствовала нормальная возможность получить высшее образование и, как следствие, сделать карьеру в советской системе. За все это приходилось платить немалые деньги. Выходило, что чеченцы покупали свое существование деньгами, заработанными своим адским трудом. Мне кажется, что это являлось той основной причиной, из-за которой мы вынуждены были искать источники заработка.
А малолюдные населенные пункты оживлялись глубокой осенью, когда люди возвращались домой. Начинался сезон свадеб, и длилось до ранней весны. Свадьбы были пышными, вся атмосфера празднеств – очень запоминающейся. Все родственники из самых далеких уголков Чечни, даже СССР, приезжали на свадьбу. У чеченцев нет обычая кого-то специально приглашать на свадьбу. Приходят все, кто хочет, независимо от того, родственники они или чужие.
Поэтому хозяева никогда не знают, сколько будет гостей на свадьбе, а приходит очень много людей. Торжества проходили весело и дисциплинированно, так как на свадьбе на видном месте сидели старейшины и строго контролировали порядок. Подчинялись им все беспрекословно. Хотя особой бдительности старейшинам и не приходилось проявлять. Это была формальность.
У чеченцев в генах заложено подчинение старшему, которое существует и сейчас, несмотря на то хаотичное и кровавое бытие, которое умышленно устроили чеченцам российские политики.
Похороны, конечно, бывали реже, чем свадьбы. Когда умирает человек, это очень большая трагедия для чеченцев, не важно – родственник он или нет. Во всем населенном пункте устанавливался траур. Никаких публичных увеселений, свадьба проходила тихо, без танцев и музыки, пока родственники умерших не давали добро. Этот траур объявлялся не властью.
Просто каждый чеченец знал, как надо вести себя, когда у кого-то горе. Это опять генетическая культура и обычаи, которые закладываются в природу каждого чеченца с молоком матери. На похороны народу приходило очень много. Траурная церемония длится бессрочно. Тот, кто бывает в отъезде, в любое время, через год или два, независимо от срока, при первой возможности должен выразить соболезнование родным и близким погибшего.
А когда кого-то клали в больницу или выписывали оттуда, людей приходило много, чтобы навестить больного и выразить поддержку родственникам.
Разве не прекрасны такие правила общежития? Их очень много. Всех и не перечислишь. Прекрасные обычаи, когда в семье единоначалие, уважение и послушание старшего, не важно, насколько тот старше по возрасту.10-летний относился с уважением и послушанием к 11-летнему. Важен факт старшинства, вне зависимости от родственных уз.
При появлении старшего вставали, дорогу уступали и не переходили её. Преступности практически не было, так как кровная месть являлась мощным сдерживающим фактором.
В Чеченском обществе отсутствовали наркомания, проституция и другие позорные явления. К годам сорока человек обязательно бросал пить и курить, если у кого были эти вредные привычки. Потому что авторитет родственников в обществе был важнее, чем собственная вредная прихоть.
У чеченцев не было домов для престарелых, не было сиротских приютов. Почти все жили полноценными семьями. Дети с младенческих лет были окружены той атмосферой, которая формировала и закрепляла в них то прекрасное традиционное сознание, почитание наших благородных обычаев, которые, повзрослев, они затем передавали по эстафете поколений. И это несмотря на колоссальное давление чуждых нам норм жизни и поведения, которые извне целенаправленно навязывались нашему народу.
Что меня заставило написать все это? Задумавшись над судьбой своего народа, и, поскольку я являюсь частью народа – то и над своей собственной судьбой, сравнив прошлое и настоящее, я пришел в ужас. Мне кажется, многие не осознают того страшного положения, в котором мы находимся, и того, что над нами творят. Назвать это геноцидом – явно недостаточно.
Ни одна нация в мире не подвергалась такому чудовищному прессингу, которому подвергся чеченский народ. Ни один народ, даже ни один человек в мире не находится в такой адской ситуации, как чеченцы.
Народ уничтожается не только физически, но и духовно, морально, лицемерие, которое окружает все то, что происходит вокруг чеченцев, где бы они не находились развито до такой степени, что история такого еще никогда не знала.
Просто благодаря стойкости, упорству и сильному духу, чеченцы способны еще существовать, выдерживая бессрочный ад, в котором живут они с тех пор, как Россия пришла на землю вайнахов.
Рамзан Ш. Источник