Фигура Ивана Грозного давно обросла легендами о жестокости и зверствах, которыми сопровождалось его царствование. Даже несмотря на то что смутное XVI столетие не отличалось гуманностью, а массовые убийства, проводимые европейскими монархами и инквизиторами, были в порядке общественной нормы, некоторые деяния грозного царя и его приспешников выходят далеко за рамки средневековых нравов. Первые попытки оценить деятельность царя с позиций психиатрии были предприняты в конце XIX в.
Чистовичем, Ковалевским, Глаголевым, опыт которых был продолжен Личко и Буяновым, но однозначного мнения относительно диагноза Ивана IV до сих пор нет.
Сложность объективного подхода к описанию личности Ивана Грозного состоит в том, что историческая достоверность многих фактов из его жизни находится под вопросом, а воспоминания современников царя носят отрывочный характер и часто противоречат друг другу. Наши штрихи к портрету Ивана Грозного не претендуют на оригинальность, а лишь являются попыткой обобщить уже существующие взгляды психиатров на проблему.
Иван Грозный был носителем далеко не лучшей наследственности.
И дед, Великий Князь Иоанн Васильевич, и отец, Василий Иоаннович, были людьми холодными, скрытными и жестокими, а в роду бабки по отцовской линии, греческой царевны Софии Палеолог, наблюдались случаи психических заболеваний. Отягощенная наследственность проявила себя в умственной отсталости брата Ивана – князя Юрия. Кроме того, из четверых детей самого Ивана Грозного сын Иоанн отличался выраженными психопатическими чертами характера, Федор был умственно отсталым, а Дмитрий страдал эпилепсией. Мать Грозного, Елена Глинская, характеризовалась низкими моральными качествами, была властолюбива и надменна. Она была значительно моложе Иоанна III, который умер четыре года спустя после рождения сына.
В связи со смертью царя власть формально перешла в руки Елены Глинской, в реальности же государством правила боярская дума во главе с фаворитом княгини Оболенским. Распри между боярами и князьями были жестокими, и борьба за власть привела к тому, что постепенно устранялись все претенденты на трон, в том числе и сама Елена Глинская, которую отравили. Будущий царь остался сиротой в восьмилетнем возрасте. Нельзя отбрасывать тот факт, что непосредственное окружение, в котором рос и воспитывался Иван, внесло свою печальную лепту в становление личности царя.
Мать больше времени уделяла фаворитам и политическим войнам, бояре же, пришедшие к власти, и вовсе воспитывали в малолетнем Иване зверя, а не человека – приучали его жестокости и предательству, заставляли смотреть на расправу над врагами, поощряли его подростковые садистские выходки. Иван рос в окружении, которое его использовало и всячески им манипулировало – на торжествах и при приеме послов его наряжали и окружали почестями, в другое же время его забывали. По утверждению П.И. Ковалевского, Иоанн – это человек, которому льстили, возвышаясь, и пренебрегали, возвысившись.
А историк С. Соловьев говорит так: «Окруженный людьми, которые в своих стремлениях не обращали на него никакого внимания, оскорбляли его, в своей борьбе не щадили друг друга, позволяли себе в его глазах насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизни человека».
Еще в детстве, в 8-10 лет, Иван любил мучить животных – бросал кошек из окна высокого терема, и уже тогда часто посещал псовую охоту, а в зрелом возрасте Грозному нравилось смотреть на травли людей медведями. Забавы подросшего Ивана были иными – в пятнадцатилетнем возрасте он с толпой сверстников любил выезжать на конях и намеренно давить городской люд.
При этом историки отмечают, что он был неспособен к долгим привязанностям, и для него ничего не значило убить человека, которого еще недавно считал своим другом, – юным приятелям, разделявшим его забавы, часто была уготована та же участь, что и неугодным боярам – смерть. Замкнутость, скрытность, раздражительность, подозрительность, хитрость и жестокость, болезненное самолюбие и обидчивость – такими были основные личностные качества самодержца. Поведение его было сложно прогнозировать – он постоянно играл милостями и опалами, умножал число любимцев и приближенных, еще больше умножая число отвергнутых и казненных.
Иван Грозный был чрезвычайно зависим от собственного окружения, но едва ему удавалось осознать свою зависимость от тех или иных лиц, он тут же пытался стереть их с памяти и с лица земли – срабатывали защитные механизмы возвеличивания и обесценивания. Он практически был эхом обстановки и окружающих его людей. Так, когда будущему государю было 13 лет, князья Глинские настроили его против дорвавшегося к власти князя Шуйского, и он приказал, чтобы последнего отдали на публичное растерзание голодным собакам, вторя жестоким нравам окружающих его бояр. Немногим позже молодой царь, попав под влияние здравомыслящих иерея Сильвестра и Алексея Адашева, фактически передал им власть, а сам занимался образованием под их крылом – это был 13-летний золотой период царствования Ивана. Далее, окружив себя садистами-опричниками во главе с Малютой Скуратовым, становится жестоким убийцей.
Впервые сверхценные идеи возникли у Ивана в возрасте 17 лет – надумав жениться, он приказал провести старинный обряд венчания на царство, без которого обходилось большинство правителей, – после него он мог считаться не просто царем, а избранником и наместником божьим. Но действительно болезненные перемены в его поведении начали появляться в 30-летнем возрасте – после тяжелой болезни и смерти любимой жены Анастасии, забота и внимание которой сдерживали крутой нрав царя, у Ивана Грозного начало формироваться бредообразование.
Поначалу он усомнился в верности Сильвестра и Адашева, сославши их в ссылку и обвинив в том, что они отравили царицу Анастасию. Во дворце начались постоянные кутежи и оргии. С царскими мужами, которые пытались вразумить Ивана, он поступал жестоко – мог даже собственноручно зарезать во время обеда. Видя царскую опалу, придворные массово бежали в соседние державы – Литву и Польшу. Царь начал всюду видеть своих явных и тайных врагов. И в 1564 г. можно говорить уже о сформировавшемся бреде преследования – Иван собрал бояр со всего Московского царства и заявил, что его окружают лишь враги и изменники, которые покушаются на его жизнь, поэтому он решил отказаться от престола и уехать на поиски божьего пути. Забрал царицу, детей и уединился на четыре месяца в Александровской слободе.
Возвратившись только после многочисленных прошений верноподданных, Иван делит государство на земщину и опричнину. Он покидает Кремль и строит себе новый дворец наподобие крепости с высокими стенами и рвами. Отныне Иван окружает себя избранными людьми – опричниками, назначение которых – охранять царя от его лютых врагов, истреблять всех, кто косо смотрит, доносить обо всем, что услышат плохого о царской особе. Они набирались приближенными царя – Малютой Скуратовым, Вяземским, Басмановыми и отбирались лично Иваном Грозным. Вскоре полчище опричников разрослось до 6 тысяч, при этом жили они за счет бесправной земщины, а обидеть опричника означало получить наказание в виде смертной казни. Кроме идей преследования и величия, у Грозного присутствовал и бред отравления – так, пищу и вино он брал только из рук Вяземского или Федора Басманова, а причинами смерти первых трех жен он видел отравление и порчу со стороны придворных.
Иногда Ивана Грозного посещали приступы болезненного самоуничижения, болезненной религиозности – новый дворец он обратил в подобие монастыря, опричников – в монахов, а себя – в игумена. Опричники носили одеяние в виде черной рясы, а у седел их коней висели метлы и собачьи головы как символ того, что они призваны мести Московию от сора и грызть царских врагов. Во дворце действовал особый монастырский устав – царь просыпался в 4 часа ночи, созывал 300 приближенных опричников на службу, сам же читал молитвы так ревностно, что на лбу его оставались кровавые следы от поклонов. После трапезы часто ехал собственноручно пытать какую-нибудь жертву, после чего был в особенно веселом настроении. В десятом часу он шел спать, а трое слепых рассказывали ему сказки перед сном.
В личности царя сочеталась фанатичная религиозность и половая распущенность. У Ивана Грозного было семь жен, некоторые из них умирали естественной смертью – например, Анастасия и Мария Темрюковна (царь сразу же обвинял родственников прежних жен в отравлении и спешил расправиться с ними), некоторых ссылали в монастырь, некоторых он убивал. Пятую жену, Марию Долгорукую, царь велел утопить в пруду, после того как заподозрил, что взял в жены не девственницу. Наличие законных жен не мешало иметь Ивану Грозному по 50 наложниц. Во дворце регулярно устраивались оргии, в которых принимал участие Иван Грозный вместе с опричниками.
Особое удовольствие доставляло царю насилие над боярскими женами, которых он отдавал на поругание опричникам, мужей же их приказывал умерщвлять. Известен Иван и своими гомосексуальными наклонностями. В числе его фаворитов – Федор Басманов, которого во время кутежей Грозный любил наряжать в кокошник и сарафан. И любовницами, и любовниками царь щедро делился с сыном Иоанном.
Вспыльчивость и импульсивность царя часто доходили до крайностей. Мог без объяснений отрезать ухо придворному или вылить миску горячего супа на голову своего любимого шута, а потом ножом пресечь его крик. Столь же неистовой была его потребность в уважении и любви, нетерпимость к любому непослушанию – так, он приказал изрубить присланного в подарок из Персии слона за то, что тот не стал на колени перед ним.
Однажды царь решил, что конюший Федоров хочет свергнуть его с престола. Позвав конюшего к себе, приказал нарядиться в царское одеяние и посадил на престол. Он начал кланяться ему в землю и говорить: «Здрав буди, государь всея Руси! Вот ты получил то, чего желал. Я сам сделал тебя государем, но я имею власть и свергнуть тебя…» С этими словами царь вонзил нож в сердце боярина. Тело убитого Федорова выбросили на съедение собакам, а престарелую жену его было приказано умертвить.
После смерти второй жены, Марии Темрюковны (1569), царь приблизил к себе голландского лекаря Бомелия. Придворный врач собственноручно готовил яды для «врагов» Грозного и поддерживал болезненные идеи царя своими астрологическими прогнозами, в которых он предрекал мятежи. С возрастом суеверность царя разрасталась – он постоянно окружал себя знахарями и астрологами. Бомелий внушил государю идею искать пристанища у английской королевы Елизаветы І на случай бунта. Грозный отсылал Елизавете письма с утверждениями, что изменники готовят заговоры против него и хотят убить его семью.
Периодически Иван Грозный устраивал проверки на верность боярам – посылал им письма от имени польского короля, и снова летели головы неугодных. В том же 1569 г. Иван Грозный решил, что новгородцы вступили в сговор с польским королем, и пошел войной против своего же народа. Отряд опричников во главе с государем и его сыном Иоанном убивал всех, кто встретится на пути, чтобы никто не мог заранее известить жителей об их приходе. Были разрушены и разграблены большие и малые города.
Достигнув Новгорода, царь приказал умертвить всех монахов. Их убили дубинками, а тела разослали по монастырям. Население города было подвергнуто мучительным пыткам – их жгли огнем, рвали клещами и вешали, а потом бросали в реку вместе с женами и детьми. После этого был уничтожен весь скот, сожжены амбары с зерном. По различным оценкам, число убитых в Новгороде колеблется от 15 до 60 тысяч. Знатных новгородцев же свезли в Москву для публичной казни.
Народ был настолько напуган, что на казнь никто не явился, и опричникам пришлось силой приводить зрителей на площадь, на которой уже были расставлены изощренные орудия пыток, – «заговорщиков» рассекали на части, варили в котлах, Иван собственноручно убил одного человека. Боярин Фуников умер в мучениях – его попеременно обливали кипятком и холодной водой. Не успокоившись, Иван лично приехал в дом к Фуникову, изнасиловал его жену, а 15-летнюю дочь отдал на поругание своему сыну. Казнили не только осужденных, но и их близких и дальних родственников – так, жены убитых 80 бояр были утоплены в реке.
Постепенно Иван Грозный уничтожал практически все свое окружение – от близких родственников до бывших вчера еще в фаворе приближенных. Во время суда над новгородцами царь заставил своего любовника Федора Басманова собственноручно убить собственного отца, но это все равно не спасло фаворита от смерти. Апогеем царской жестокости было убийство им сына Иоанна – во время ссоры Грозный ударил его железным жезлом в висок, несколько дней спустя он скончался.
Споры о причине смерти самого Ивана Грозного ведутся до сих пор. Известна версия, что царь был отравлен приближенными, однако она противоречит медицинским расследованиям. В 1963 г. медицинской комиссией была проведена эксгумация останков царя, после чего известный антрополог и скульптор М. Герасимов впервые воссоздал достоверный облик Грозного. Было установлено, что в костях царя находилось превышающее норму количество ртути. Диагноз сифилиса более чем вероятен для Ивана Грозного, учитывая длительную историю его сексуальной неразборчивости.
Сохранились данные о том, что еще придворный врач Бомелий регулярно лечил царя препаратами ртути. Меркуриализм, хроническая интоксикация ртутью, что подтверждается судебно-химическими исследованиями фрагментов ребер царя, приводит к поражению нервной системы. При передозировке ртути наблюдаются эпилептические припадки, психическое возбуждение, тревожность, перемены настроения, раздражительность. Такие припадки, по словам очевидцев, были и у Грозного, во время которых он приходил «как бы в безумье», на губах выступала пена или ни с того ни с сего «бесился на встречных». Однако вполне вероятно предположение, что эпилептиформные припадки Ивана Грозного были истерической природы.
Большинство современных психиатров в своих оценках личности Ивана Грозного сходятся во мнении, что он обладал выраженными психопатическими чертами.
М.И. Буянов полагал, что Иван Грозный был эпилептоидным психопатом, причем психопатия сопровождалась декомпенсациями в виде бреда преследования и истероэпилептическими припадками. А.Е. Личко полагал, что у Грозного была паранойяльная психопатия, которая окончательно сформировалась к 30 годам на предшествующей почве эпилептоидной акцентуации в подростковом возрасте. Психопатия со временем перешла в паранойяльное развитие, достигшее психотического уровня.
В завершение добавлю, что не стоит забывать о том окружении, которое сформировало Ивана Грозного, – его личность по праву можно считать символическим отражением жестокости всего средневекового общества.