Освободители своими глазами увидели неописуемые ужасы нацистских лагерей, где штабелями лежали не похороненные трупы жертв. Только после освобождения лагерей мир осознал масштаб преступлений нацистов. Немногочисленные выжившие узники после месяцев, а то и лет дурного обращения, голода и каторжных работ были похожи на скелеты. Многие были так слабы, что с трудом могли двигаться. Здоровье бывших заключенных по-прежнему оставалось под угрозой, и многие лагеря необходимо было сжечь, чтобы предотвратить распространение эпидемий. Выздоровление тех, кто пережил нацистские лагеря, было долгим и трудным.
Советский и российский военный историк Г. Ф. Кривошеев указывает следующие цифры, основывающиеся на данных НКВД: из 1 836 562 солдат, вернувшихся домой из плена, 233 400 человек были осуждены в связи с обвинением в сотрудничестве с противником и отбывали наказание в системе ГУЛАГа.
Во время войны освобожденные из плена военнослужащие в большинстве случаев после непродолжительной проверки восстанавливались на военной службе, причем рядовой и сержантский состав в основном в обычных воинских частях, а офицеры, как правило, лишались офицерских званий, и из них формировались офицерские штурмовые (штрафные) батальоны. В послевоенное время освобожденные офицеры направлялись в лагеря НКВД и запасные части Главупраформа Красной Армии для более тщательной проверки.
===============================================